Доклад-презентация муниципальной инновационной площадки Семейные мастерские «Вместе дружная семья» как интерактивная форма взаимодействия образовательной организации и родительской общественности.
На развитие ребенка влияют три важных сферы: школа, семья и социум. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия этих трех составляющих. Сотрудничество семьи и школы в этом треугольнике становится все более актуальным и востребованным. Печальная ситуация возникает, если обе стороны не приходят к взаимопониманию. С одной стороны, учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, пассивность. С другой стороны, родители недовольны чрезмерными нагрузками и равнодушием педагогов. Социум, устраняясь от реального положительного участия в жизни семьи и школы, пеняет на тех и других, как несостоявшихся воспитателей.
В итоге мы наблюдаем не 3 созидающие силы, а басню «Лебедь, рак и щука», где в тележке сидит ребенок, и, пользуясь неразрешимыми разногласиями среди взрослых, сам избирает методы и пути самовоспитания. Ситуация опасна, так как сегодня в семейных и школьных стенах формируется не просто всесторонне развитая личность, в этих стенах формируется целое поколение, наше «завтра», будущее нашей страны.
24 мая 2013 г. прошел Учредительный съезд Национальной родительской ассоциации. Впервые о создании НРА сообщила её первый Сопредседатель, заместитель Председателя Государственной Думы Людмила Иванова Швецова на заседании Координационного совета при Президенте РФ. Сопредседателем НРА с момента создания организации является легендарная приёмная мама 55 детей, Почётный гражданин Тульской области Наталия Сарганова.
Главные направления работы НРА:
– родительское просвещение;
– родительское творчество;
– родительская экспертиза.
С 2014 года Ассоциация является инициатором всевозможных семейных и детских конкурсов, встреч, проектов.
Проект, который наша школа заявляет, как инновационную площадку, как раз и отвечает направлениям НРА и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Необходимо заметить, что на данный момент в МБОУ СОШ № 5 реализуется Программа «Семья и школа», в которой намечены 4 шага при работе с семьей;
В начале каждого учебного года семья это что – новое для классного руководителя, даже если он ведет уже 11 класс: повзрослели дети, изменились отношения в семье, произошли приятные и не очень события, изменились планы родителей на будущее ребенка – и учитель понимает, что к этой новой семье опять нужно идти, выстраивая отношения, как «досточки» по мосту.
– 1 шаг – Диагностика, т.е. обследование родительского контингента и анализ его состава, составление социального паспорта класса, и т.д. по тексту.
Провел классный руководитель такую работу – положил 1 досточку к семье.
2 шаг: Диагностика, взаимодействие: Осуществление психологической поддержки и коррекции детско-родительских отношений.
Оказываем коррекционную помощь – движемся к семье.
3 шаг; – Взаимодействие. Применение интерактивных форм работы с родителями, направленных на сотрудничество педагога, школы с семьей.
Каждое взаимодействие – гвоздик для укрепления новых «досточек» на нашем мосту. Чем разнообразнее формы взаимодействия – тем крепче и устойчивее мост, по которому идет педагог и школа к родителям.
Таким образом, при условии соблюдения требований к каждому этапу взаимодействия школы и родителей, педагог – воспитатель видит семью, знает ее проблемы, готов к грамотному, практическому сотрудничеству.
Проект «Семейные мастерские» направлен на совершенствование 3 этапа такого сотрудничества, а именно «Интерактивные формы работы с родителями», так как практика показывает – чем шире и разнообразнее предлагаемые формы работы в классе и школе с привлечением родителей, тем больше пап и мам найдут время, желание, способности для участия в данном деле.
Реализация проекта Семейные мастерские «Вместе дружная семья» будет отслеживаться на школьном сайте в разделе «Наша школа».
Содержание проекта отвечает требованиям Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся .
Сегодня в направлении сотрудничества школы с родителями уже накоплен немалый опыт: это и день встреч и общения с родителями – Проект «Аплодисменты», которому в этом году исполняется 13 лет, когда в школу на уроки, внеклассные мероприятия приходят как зрители, как жюри, как участники более 300 родителей, это и родительские конференции, где в интерактивной форме обсуждаются важнейшие вопросы воспитания , проект «Папы разных профессий», когда ребята с гордостью слушают выступление отца, как профессионала своего дела. Но есть еще более значимая гордость – за отца – защитника семьи и Родины, и с 2012 года проходят встречи отцов и детей под названием «России верные сыны», ставшие доброй традицией. С юношами 8-11 классов встречаются отцы учащихся школы № 5, которые служили в разных частях, в разное время в рядах Советской Армии и Армии России. Участие родителей в НПК, заседания родительского клуба «День в кругу семьи» для семей, с детьми особого статуса, в прошлом году мы провели 2 новых проекта «Шахматный турнир – родители – дети», на котором сразились в честной борьбе 32 папы и 50 ребят, и проект «Семейное кино», где в субботний день в школу пришли вспомнить замечательные добрые фильмы и сказки отечественного кинематографа 34 семьи – 96 детей и взрослых. 4 год в нашей школе в феврале будет проходить Совет отцов, который решает самые приоритетные задачи воспитания: привлечение отца, как воспитательный ресурс – важнейшая задача современной школы.
Продуктами проекта будут являться: сама модель взаимодействия образовательной организации и родительского сообщества через интерактивную досуговую деятельность со всеми сопутствующими материалами;
. Безусловно, будут отслеживаться количественные и качественные результаты проекта для детей, родителей и школы;
(по слайду)
Безусловно, есть риски проекта:
а) низкая, в некоторых семьях, заинтересованность родителей в воспитании и образовании детей;
б) загруженность работой активных родителей;
в) увлечение детей гаджетами, вследствие которого они предпочитают пассивное времяпровождение активному отдыху с родителями или с ровесниками.
Можно ли минимизировать данные риски? Считаем, что можно, если сделать все удавшиеся интересные проекты традиционными!
– Можно с уверенностью сказать, что во многом любовь к школе определяют традиции, которые делают школу чуть непохожей на другие, она становится особенной, которой можно гордиться.
Собственный гимн школы, который исполняют первоклассник и выпускник, учитель и директор, вечера встречи с выпускниками, праздники Знаний и Последнего Звонка, прощание выпускников со школой, конкурсы, спортивные праздники – все это создает общность переживаний, определенное единство, укрепляет контакты, обогащает эмоциональную жизнь школы, растит творческую личность. Это о детях. О родителях можно сказать то же самое – если во взаимодействии «школа и семья» налажены многолетние, добрые традиции – это прочные контакты, эмоциональное единство, решение общей воспитательной задачи, увеличение числа родителей, желающих принять активное участие в интересном школьном событии.
Такой подход должен оправдать себя и фактические индикаторы реализации проекта будут соответствовать ожидаемым.
В заключении хочется отметить, что, безусловно, в нашей школе, как в любой другой, есть проблемы в отношениях с родителями, негативно относящимися к каким-либо аспектам деятельности школы, но то, что презентуемый проект будет способствовать укреплению любых школьно – родительских отношений – это однозначно! Спасибо за внимание!