Открытие школы № 5 состоялось 1 сентября 1978 г.
Возглавил педагогический коллектив нового образовательного учреждения Владимир Прокопьевич Григорьев, человек молодой, инициативный, творческий. Педагоги всемерно поддерживали его, работало много молодежи; учительская комсомольская организация насчитывала в разные годы от 16 до 25 человек и неоднократно становилась победителем среди комсомольских учительских организаций города (секретари комсомольской организации Клопова Н.В., Дмитриева О.И., Шаркова А.В.)
Администрация школы, педагогический коллектив стремились к тому, чтобы школа была чистой, уютной, оснащенной необходимыми учебно-методическими пособиями, отвечающей по меркам времени современным требованиям. Этому немало способствовало то, что шефство над школой осуществляло ведущее предприятие города, БЭМЗ (Бердский электромеханический завод, директором которого был В. Д. Пащенко) Помощь была и официальной, и неофициальной, так как родительский коллектив состоял в основном из работников этого знаменитого предприятия.
Педагогический коллектив, отличительной чертой которого от начала функционирования до сегодняшнего дня было дружеское единение, сотворчество, соучастие при решении поставленных задач, с энтузиазмом включился в дело образования и воспитания детей.
Так как школа всегда отражала состояние и тенденции развития общества, в достаточной мере молодой коллектив стремился внедрить в образовательную деятельность современные технологии и подходы: технология опережающего обучения С.Лысенковой, дидактическая система Л.Занкова, системы В.Шаталова, Е.Ильина, КСО, русский язык на компьютере, иностранный язык и информатика в начальной школе, освобожденное классное руководство.
Учителя Жлудова Л.А., Звягинцева Р.Д., Елистратова Г.Д., Борисенко Т.В., Борисовская В.Л., Андриенко Г. Ф., Андриенко А. М., Симоненко М.Т., Казакова М.Ф., Дрёмова Л. А. , Шунько О. В., Гущина В. Г., Веселовская В.Г., Кексель Н.А., Дмитриева О.И., Кузнецова Л.В., Головина В.В., Косинова Г.А., Зисс В.Э., Зисс Л. К., Евтюхина Н. А., Горбачёва Н. Г., Василевская И. А. , Ракова А. С., Куделя Г. В., Красовская Е. И., Лазовская И. И., Величкова М. Н., Громыко Л. Б., Татаринов В. М., Кудрявцева А.М., Зеленина А.А., Любимова Е.А., Сорокина Н.П., Семенова Н.В., Цыганкова З.И., Селезнёва В.В., Холодилова Т.М., Крохта Н.И., Рыженкова С.В., Зебницкий Г.В., Быкова В.С., Переладова Р.М., Смирнова С.П., Абарникова Л., Василевская И.А., Сенник Т.Т., Сергеева В.Н. работали над тем, чтобы школа занимала достойное место среди образовательных учреждений города. В школе под руководством учителя истории В.Б.Веселовского работал музей, экскурсоводами были ученики, они собирали материал для экспозиций , постоянно пополняли запасники музея.
Учительский и ученический коллектив активно участвовали в городских спортивно-массовых мероприятиях и неоднократно занимали первые места в соревнованиях по постановке спортивно-массовой работы в школе (Круппа А.А., Алешин В.М.).
В 1994 году на базе МОУ СОШ № 5 начала работать городская экспериментальная площадка «Комплекс: детский сад - школа» под руководством зам. директора по УВР О.В. Шунько; научный руководитель –Н.Я.Большунова, кандидат психологических наук, профессор НГПИ, теперь НГПУ.
Школа в роли экспериментальной площадки принимала участие в конференциях регионального и российского уровня («Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса») и получила одобрительные оценки деятельности со стороны руководства города и области, представителей кафедры педагогики и психологии НГПИ.
Большую роль в организации и деятельности экспериментальной площадки «Комплекс: детский сад – школа» сыграли психологи: Карандашова Е.И. и Клопова Н.В.
В разное время руководство школой осуществляли Свияжинов А.В., Загвоздин С.И. Педагогический коллектив школы под их руководством делал новые значительные шаги в деле образования и воспитания. В школе был открыт первый компьютерный класс. Какое это чудо! Ученики в очередь стояли, чтобы попасть туда. Огромную роль в компьютеризации школы, создании информационного пространства сыграл В. М. Татаринов, замечательный педагог, энтузиаст своего дела, который начинал буквально с нуля. Сегодня в школе два компьютерных класса, 1 кабинет с интерактивной доской, 46 компьютеров. Говоря о В. М. Татаринове, нельзя не сказать о нём как о классном руководителе. Ученики его класса были ему помощниками во всех делах. А сколько они выпустили школьных газет, сколько туристических троп проторили…
На современном этапе директор школы Гареева О.И., руководитель высшей квалификационной категории.
Некоторые итоги деятельности коллектива свидетельствуют о том, что школа бережно хранит традиции и активно ищет свое место в изменяющемся образовательном пространстве. В педагогическом коллективе работает 17 учителей высшей квалификационной категории, 19 – первой, 1- второй. Реализация задач, поставленных в Программе развития школы, находит отражение в интегрированных целевых программах «Я – гражданин», «Потенциал», «Здоровье». В Программе школы предусмотрено обновление содержания образования, направленное на внедрение и совершенствование гражданского образования, которое во внеучебной деятельности находит свое воплощение в социально-проектной деятельности и социально-гражданских пробах. В школе в данном направлении успешно реализуются проекты: интерклуб «Радуга», «Зеленый мир микрорайона», «Школьная газета «Пятачок», «Школьная библиотека». Деятельность интерклуба под руководством Кочергиной Л А давно вышла за пределы школы.
Сотрудники школы активно участвуют в конкурсах профессионального мастерства:
- Российский конкурс «Современный урок» (Кареба Е Е)-победитель
- Российский конкурс "Мой лучший урок» (Чистякова О.В) )-победитель
- Российский конкурс «Лучший сайт образовательного учреждения»- Благодарственное письмо
- Региональный конкурс »Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» (Палехова С В).
- Областной конкурс на лучшую организацию профилактической работы(Сизоненко В Ф) –Диплом первой степени.
- Кареба Е.Е. стала победителем конкурса учителей в рамках приоритетного национального проекта«Образование».
- Среди учителей школы победители и призеры городских и региональных конкурсов «Учитель года», «Самый классный классный» - Волкова Л.А., учитель начальных классов, Кареба Е.Е., учитель начальных классов, Шабатько И.В., учитель русского языка, Палехова С.В., учитель физической культуры, Ягунова Л.В. –учитель истории.
- Учителя Веселовская В.Г., Коваленко С. Н. , Елистратова Г. Д., Палехова С. В.- победители городского конкурса « Грантовая поддержка лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».
- Модель ученического самоуправления «Школьная республика. Дети будущего» на областном конкурсе стала лауреатом и представлена на Всероссийский конкурс.
- В 2008 году коллектив школы стал победителем в конкурсе общеобразовательных учреждений, активно реализующих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Учителя школы активно участвовали в деятельности экспериментальных площадок: «Профильное обучение», «Стратегические коммуникации в условиях формирования государственно-общественного управления», «Апробация стандартов второго поколения» и площадки для апробации материалов нового поколения вне регионов «Информатизация системы образования».
Среди учителей, активно участвующих в реализации поставленных на экспериментальных площадках задач, Ильюшенкова Р.И., Трофимова И.В., Ягунова Л.В., Втюрина Т.В., Анисимова Н И.
Результативность работы школы – это, конечно, успеваемость учащихся, но прежде всего – это успешность наших выпускников. Самое главное, что должно быть освоено нашими выпускниками – это те компетенции, которые способствуют освоению самых важных и значимых социальных ролей: ГРАЖДАНИН, ПРОФЕССИОНАЛ, СЕМЬЯНИН.
Среди наших выпускников есть учителя и врачи, военные и ученые, предприниматели и государственные чиновники.
На службе у государства состоят Кадеркаева Елена – налоговый инспектор, Сидорова Ольга – помощник прокурора, Попков Дмитрий – помощник прокурора, Спицина Ольга – судья.
Реализовали себя в сфере бизнеса и предпринимательства Агишев Павел, Молчанов Сергей, Копцов Олег, Рыженков Геннадий, Прилоус Станислав, Матвеев Виталий, Куницын Сергей, есть среди них выпускники, которые входят в руководящий состав крупных фирм.
В области медицины трудятся Овечкина Марина, Мамонтова Лариса, Корчагина Елена. По стопам своих учителей в образовании продолжают трудиться Бычкова Евгения, Полярус Кристина, Котлярова Анна. 10 выпускниц работают в родной школе, продолжая традиции своих учителей.
Важно отметить, что большое количество выпускников, закончив БЭМТ, профессиональный лицей № 38, с гордостью несут звание рабочего человека на градообразующих предприятиях города. О каждом выпускнике можно рассказать как о состоявшейся личности с активной гражданской позицией.
Среди выпускников школы – участники локальных войн; память не вернувшихся с полей сражений, мы свято чтим.
Словом нет области, в которой бы не трудились те, кого мы помним первоклашками и выпускниками школы.
Педагогический коллектив уже несколько лет отслеживает социальную активность наших выпускников: второй год выпускники нашей школы возглавляют городской молодежный парламент, занимают «ключевые» должности в ВУЗах (старосты, руководители команд КВН, активные участники поисковых экспедиций, спортсмены и артисты). Наши выпускники – образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, обладающие развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу города, страны. Никогда не прерываются связи с нашими учениками, они частые гости в нашей школе и не только гости, но и равноправные партнеры, потому что многие из них доверили своих детей любимым педагогам. Наши ученики в своих детях продолжают связь времен!
Сегодня школа – это центр социокультурной жизни, в котором эффективную систему воспитания создают такие совместные виды деятельности, как:
Проведение благотворительных акций. Собранные в ходе акций подарки передаются детям Бердского приюта, детским домам.
Проведение социальных акций «Посылка солдату», «Солдатский платок», изготовление сувениров и поделок для участников боевых действий.
Традиционные встречи и концерты в Доме ветеранов.
Шефство над семьями бывших учеников, погибших в локальных войнах.
Выездные концертные программы для педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений, находящихся в микрорайоне школы.
Проведение Дня Здоровья для воспитанников дошкольных учреждений на базе школы.
Реализация социально значимых проектов, в которых активное участие принимают родители и жители микрорайона: «Зеленый мир микрорайона», «Чистый двор», «Добрая зима».
Все инициативы школы освещаются в городских СМИ, и все публикации носят позитивный характер, что дает нам право определить дальнейшую тактику в образовательной политике, привлекать СМИ в качестве партнеров. В школе совместно с редакцией городской газеты «Курьер. Среда. Бердск»» реализуется международный проект « Газета в образовании».
Школа пользуется заслуженным авторитетом в городе. Главным показателем хорошей работы школы является то, что все бывшие ученики, выпускники школы, приводят своих детей в alma mater.
********
Жизнь не стоит на месте: меняется мир, меняется школа.
1 сентября 2018 года исполнилось 40 лет с того момента, как прозвенел звонок на первый урок. И к этому событию педагогический коллектив подошел с достойным результатом.
В рамках конкурсного отбора приоритетного национального проекта «Образование» « пятёрочка» получила гранты как победитель всероссийского конкурса среди общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы
-в размере 500 тыс. в 2007 году
-и 1мил. в 2008 году
( Гареева О.И., Анисимова Н.И, Дмитриева О.И., Ильюшенкова Р.И, КаребаЕ.Е.),
- диплом лауреата конкурса «100 лучших школ России в номинации
« Школа года - 2014- лидер в области социального партнерства»,
-Большую золотую и Малую золотые медали Сибирской Ярмарки «Учсиб-2015», 2016год,2018 год( Фомина Л.А),
-Благодарственное письмо министерства региональной политики Новосибирской области за распространение опыта работы по патриотическому воспитанию подростков( Дубик О.Г.),
-Дипломом 3-ей степени регионального конкурса «Технология организации подготовки участников образовательного процесса к государственной (итоговой) аттестации» Анисимова Н.И.).
В 2018 году в одном из самых престижных городских конкурсов школа признана лучшим трудовым коллективом города в образовании. Инновационная деятельность представлена в следующих направлениях: Областная инновационная площадка «Школьное самоуправление как фактор социализации и самореализации личности в рамках долгосрочного воспитательного проекта»( Фомина Л.А.); региональный проект «Сетевая дистанционная школа»( Клопов Д.М., Ерасовская Е.И., Шабатько И.В., Чистякова О.А., Благодарова Е.В., Новельская Л.В.); городской проект-фестиваль «Презентация отечественных фильмов « Жемчужинка»( Фомина Л.А., Кошкина Е.С0; школьный проект взаимодействия с родителями «Аплодисменты»( дмитриева О.И., Полонская Т.Н., Лыхина И.И.), способствующий сохранению и повышению имиджа школы, школьный социальный проект «Оранжевое солнце». Он воспитывает нравственные ценности, продолжает традиции благотворительности.
Создана и работает Школа будущего первоклассника «Совенок»
( Полонская Т.Н.), которую посещают дети, не охваченные дошкольным образованием и все желающие дети.
В школе сложился творческий, дружный, надежный коллектив. Это и учителя, имеющие за плечами большой педагогический и жизненный опыт, не спасовавшие перед трудностями в 90-ые, и совсем молодые, набирающие профессиональную высоту специалисты.
В коллективе- победитель областного конкурса «Мы вместе» Л. А. Фомина; победитель городского и Лауреат областного конкурса «Учитель года-2016» Т. Н. Полонская; 7 победителей городского конкурса «Грантовая поддержка лучших учителей»; победитель и призёр городского конкурса молодых педагогов «Траектория успеха» О. А. Глазкова, Т. А. Новгородская.
Педагоги школы активно представляют опыт во Всероссийских методических Интернет-конкурсах, профессиональных конференциях разного уровня. Десять педагогических работников отмечены ведомственными наградами: Почётными грамотами МО РФ, знаками «Отличник народного просвещения», «Почётный работник общего образования».
Молодые специалисты, пополнившие коллектив, талантливы и креативны. Отличительной особенностью пятой школы является и то, что здесь никогда не прерывалась линия наставничества. Наставники оказывают всестороннюю поддержку начинающим учителям, помогая состояться в профессии. Делятся с молодыми специалистами опытом, посещают уроки, отмечая успехи.
Воспитательная работа в школе имеет свои фишки, при этом наполнена глубоким смыслом. Прежде всего, учреждение позиционирует себя как центр самоуправления. Здесь создают такие условия, чтобы каждый ученик смог освоить элементы самоуправления, примерить на себе разные роли, попробовать себя в качестве организатора, аналитика, управленца. И добиться успеха.
Феерично и незабываемо в «пятой» проходит месячник гражданственности и патриотизма, в рамках которого идет «Битва хоров» в параллели 5-6 классов, фестиваль патриотической песни «Люблю тебя, моя Россия», парады и смотры; конференция отцов - это вообще эксклюзив пятой школы.
Мы свято чтим память не вернувшихся с полей сражений, гордимся выпускником школы, участником локальных войн Проняевым С.Г. Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет военно-патриотический клуб «Витязь» ( Дубик О.Г.), курсанты которого постоянно принимают активное участие в подготовке и проведении городских мероприятий: традиционный День призывника, месячник воспитания гражданственности и патриотизма, несения Вахты Памяти на Посту№1; деятельность клуба « Витязь» в целом, курсанты клуба неоднократно отмечены грамотами МБУ «ОДМ». В феврале 2017 года клуб « Витязь» вступил в Бердское отделение Всероссийского военно-патриотическое общественного движения « Юнармия». В марте 2018 года в конкурсе юнармейских клубов «Бердская дружина» команда школы стала победителем.
В целях обеспечения профессиональной ориентации, самоопределения обучающихся в настоящее время успешно функционируют классы профильного обучения: физико-математический, социально-экономический, ранее конкуренцию им составляли классы филологического и социально-гуманитарного профиля. В школе созданы условия для успешной реализации потенциала каждого ученика. Учащиеся показывают высокие результаты во всех сферах учебной и внеучебной деятельности: принимают участие в школьных научно-практических конференциях «Учение с увлечением», «Почемучки», региональной научно-практической конференции «Эврика», заочных международных, российских олимпиадах и конкурсах, в том числе «Кенгуру», «Русский медвежонок», «British Bull¬dog»; ряд учеников вошёл в «золотую сотню» России.
Выпускниками школы П. Медниковым и А. Фромиллером
снят замечательный художественный фильм «Деревня», съёмки которого частично проходили в стенах родной школы, в актёрском составе были задействованы ученики школы. Фильм ценен и тем, что показывает образец настоящего воспитателя.
Наши выпускники – образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, обладающие развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу города, страны.
Школа №5 –это
- Школа, которая является социальным институтом и открыта для эффективного взаимодействия с различными общественными институтами.
- Школа, которая развивается вместе с российским государством.
- Школа, в которой интересно учиться школьникам и работать творческим педагогам.
- Школа, в которой успешным является каждый ученик,
- Школа. которая помогает каждому реализовать свой потенциал.
- Школа, которая воспитывает самостоятельную личность и готовит школьников к адаптации в жизни.
- Школа, формирующая гражданское и национальное сознание личности.
- Школа, активно использующая инновационные, информационные технологии в обучении и воспитании.
«На смену выпускникам приходят всё новые и новые девчонки и мальчишки. И пусть их будет с каждым годом всё больше. И пусть перед ними, как и перед нами, откроются новые удивительные дали и неоткрытые моря. И пусть их через шторма и препятствия ведут настоящие капитаны знаний и адмиралы наук – славные учителя школы № 5, которым, не только я, но и все учащиеся нашей школы, желают благодарных учеников, хорошего настроения, достойной зарплаты и новых открытий.» ( Кармаева Анастасия- выпускница школы)